История одной фотографии - портрет мальчиков "Братья"
Маша Бородкина, 16 марта 2014 г., 13:02

"Братья"

Арсений и Всеволод – родные братья, двойняшки. Я сделала этот портрет в июле прошлого года. «Братья» - участники третьего фотобиеннале государственного Русского музея. Очень разные внешне, очень разные по характеру. Арсений – светловолосый мальчишечка с огромными прозрачными глазами. Открыт миру, впитывает в себя все, что попадает в поле его зрения. Без оценки. С молчаливым восторгом. Всеволод – темные, внимательные, оценивающие глаза. Походка и повадки молодого льва, оглядывающего свою территорию. Когда смотришь на Севу, вспоминаешь сразу два значения слова Pride. «Гордость» и «стая львов». Сеня – чувства, восприятие. Сева – сила, движение, защита. Два брата – на самом деле это две части одного человека, два ребенка – взрослый мужчина. Мальчики на фотографии выглядят немного старше своего возраста, да пожалуй и развития. В жизни – это два бешенных мальчугана, редко сидящих на месте, шумных, постоянно перебивающих и задирающих друг друга. Вне студии устаешь рядом с ними уже через пять минут от бесконечного гвалта.

Удивительное свойство портрета – передавать, вытаскивать из человека скрытые черты, характер, вне возраста, вне истории и вне настоящего времени.

Почему же изображение двух маленьких мальчиков на этой фотографии притягивает взгляд? Поиск сходства и различия между родными братьями? Я думаю, что не только это. Причины значительно глубже, где-то на уровне нашего бессознательного, на уровне понятия об архетипах. Мы вспоминаем самые знаменитые мужские тандемы в мировой истории, истории религии – Каин и Авель, архангелы Гавриил и Михаил, апостолы Петр и Павел, Юлий Цезарь и Брут, Александр Македонский и Гефестион.

Кровное родство связывает только Каина и Авеля. История о любви, зависти, соперничестве, предательстве и подлости. Самая яркая история Ветхого завета. По сути – основа основ, некий шаблон, типовая структура человеческих страстей и жизней. Этот библейский сюжет не является каноническим, но в начале 20 века Кузьма Сергеевич Петров-Водкин изобразил две библейские сцены «Авель приносит Богу жертву» и «Каин убивает своего брата Авеля» при росписи храма Василия Златоверхого в городе Оврун. Марк Шагал создал две работы на тему Каина и Авеля.

"Каин и Авель" Марк Шагал"Убийство Авеля Каином" Петров-Водкин

Образы архангела Гавриила – благовещение, и архангела Михаила, проводника девы Марии по аду, мы можем увидеть вместе на иконах «Успение Пресвятой Богородицы», стоящими у изголовья ложа Божьей матери. 12 июня – день памяти апостолов Петра и Павла. Символ веры, смирения и отрешенности. Покаяния и преданности делу своей жизни.

"Успение Богородицы" Караваджо

На одноименной картине одного из самых известных испанских художников эпохи Возрождения Эль Греко, апостол Петр изображен с ключами от рая, апостол Павел – с Евангелием в руках. Экспрессивная манера письма Эль Греко, узнаваемые пропорции и тонкие черты лиц создают ощущение реальности, живого присутствия в настоящем времени, величия духа этих людей, живших две тысячи лет назад.

"Петр и Павел" Эль Греко

Возвращаясь к теме предательства, вспоминается история заговора против Юлия Цезаря. Полагавшийся и доверявший своему соратнику Бруту, император принял смерть от рук сенаторов. 23 колотых ранения. И знаменитая фраза «И ты, Брут?».

"Убийство Юлия Цезаря" Винченцо Камуччини

Александр Македонский и Гефестион – пример дружбы и верности. Одного возраста, выросшие вместе. Гефестион сопровождал Александра на протяжении всего похода в Азию, будучи в составе «Отряда друзей». Перед походом в Индию Александр произвел Гефестиона в «хилиархи» и фактически поставил его вторым после себя человеком в государстве. После смерти лучшего друга, Александр практически обезумел от горя, и восемь месяцев спустя сам скончался от болезни.

"Свадьба Александра Македонского"

Каждый портрет многослоен. Первый слой – внешнее соответствие человека и его изображения. Второй – состояние, чувственность, глубокие эмоции. Третий – некое будущее, предчувствие характера и судьбы. И где-то совсем глубоко – история, наша архетипическая память, первоисточник человеческих страстей. Именно эта память заставляет нас задерживать взгляд на фотографиях, картинах, скульптурах, чувствовать волнение и пожалуй некое единство с миром.

Евгений Никитин, 05 мая 2014 г., 05:51

Хороший экскурс в историю портрета!

Григорий Щербаков, 02 августа 2018 г., 11:36

Очень интересно, спасибо

Добавить комментарий
Комментарии в форуме могут оставлять только зарегистрированные пользователи!