Хилл и Адамсон | Компания INSPIDER | Текст #1609
#1609: Хилл и Адамсон
#историческаялитература #фотография #калотипия #дагеротипия #дагеротипия #историяфотографии #

Патент, которым Тальбот ограничил использование процесса калотипии в Англии и Уэльсе, не распространялся на Шотландию. Это позволило шотландцам Дэвиду Октавиусу Хиллу и Роберту Адамсону создавать наиболее успешные калотипы. В коллекции Дома Истмена бережно хранятся более 400 отпечатков и пяти негативов, сделанных Хиллом и Адамсоном за время их пятилетнего партнерства.
Хилл и Адамсон

Патент, которым Тальбот ограничил использование процесса калотипии в Англии и Уэльсе, не распространялся на Шотландию. Это позволило шотландцам Дэвиду Октавиусу Хиллу и Роберту Адамсону создавать наиболее успешные калотипы. В коллекции Дома Истмена бережно хранятся более 400 отпечатков и пяти негативов, сделанных Хиллом и Адамсоном за время их пятилетнего партнерства.

Через несколько дней после первой демонстрации «фотогенических рисунков» в Лондоне Тальбот отправил образцы своему другу, сэру Дэвиду Брустеру (1781-1868), декану колледжей Сент-Эндрюсского университета в Шотландии. Брустер познакомил с калотипией своего ученика Джона Адамсона, ставшего выдающимся фотографом. Он, в свою очередь, научил калотипии своего брата Роберта, студента инженерного факультета. В 1843г. Роберт переехал в Эдинбург и открыл там студию. Д.О. Хилл, старше Адамсона почти на 20 лет, был в то время известным художником-пейзажистом, секретарем Шотладской академии живописи.

Дэвид Октавиус Хилл. Сент-Эндрюс. Ок. 1850г. Акварель.

Акварельный пейзаж, представленный Сент-Эндрюс, демонстрирует мастера Хилла – живописца и рисовальщика.

Дэвид Октавиус Хилл и Роберт Адамсон. Д.О. Хил. Ок 1843г. Калотипия.

На раннем портрете, выполненном в мастерской партнеров, Хилл запечатлен стоящим в древнем проеме.

Недолгое партнерство было трагически прервано преждевременной кончиной Адамсона в возрасте всего 26 лет. Хотя первоначально считалось, что Адамсон занимался технической стороной калотипии, а Хилл отвечал за эстетическое качество работ, более пристальное изучение их деятельности позволяет понять, что в области композиции и формы они выступали как равные партнеры.

18 мая 1843г. Хилл присутствовал на собрании Генеральной ассамблеи церкви Шотландии, на котором 155 священнослужителей приняли решение создать Свободную церковь Шотландии. Глубоко тронутый происходящим, Хилл решил запечатлеть в крупномасштабной мемориальной картине состоявшееся пять дней спустя подписание постановления об отделении. Для получения изображений всех 457 священнослужителей и представителей эдинбургского общества, присутствовавших на собрании, Брустер предложил Хиллу использовать процесс калотипии и помог ему связаться с Адамсаном. В этого дня началось чрезвычайно плодотворное сотрудничество. Представленная здесь фотография доктора Абрахама Каподозее из Гааги, физика и писателя-кальвиниста – один из тех самых портретных этюдов.

Дэвид Октавиус Хилл и Роберт Адамсон. Преподобный А. Каподозе из Гааги. Ок. 1843. Калотипия.

Снимок демонстрирует мастера Хилла-художника и великолепное обращение со светом и тенью. Это классическое портретное изображение в три четверти, а присутствующая в кадре книга наглядно доказывает, что перед нами образованный человек. Хилл написал картину на основе этих фотографий лишь 20 лет спустя, и фотопортрет более точно передает сходство: на снимке видно больше нюансов, чем в живописном варианте, где Каподзе представлен лишь как крохотное изображение. Примечательно, что Хилл включил в картину и автопортрет, а также портрет Адамсона с камерой среди толпы.

Съемочная деятельность партнеров простиралась и за пределы обширного проекта по созданию Свободной церкви и увековечиванию других представителей эдинбургского общества. Они фотографировали, в частности, жителей рыбацкой деревни Нью-Хейвен. В выполненном Хиллом и Адамсоном портрете леди Мэри Гамильтон (Кэмпбелл) Рутвен принцип расположения модели спиной к камере явно позаимствован с иллюстраций в дамских журналах того времени.

Дэвид Октавиус Хилл и Роберт Адамсон. Леди (Мэри Кэмпбелл) Рутвен. Ок. 1843-1847. Калотипия.

С другой стороны, снимок рыбачки из Нью-Хейвена, миссис Элизабет Джонсон Холл, - типичный жанровый портрет.

Дэвид Октавиус Хилл и Роберт Адамсон. Мисс Элизабет Джонсон Холл. Ок. 1845. Калотипия.

Иногда Хилл подписывал эту фотографию «Красавица из Нью-Хейвена», подчеркивая таким образом, что по крайней мере с точки зрения эстетики его симпатии не ограничивались клиентами из высшего класса.

Хилл и Адамсон снимали не только традиционные портреты. Спектр их деятельности охватывал пейзажи и жанровые сценки, клиенты очень по-разному позировали для портретной студии Рокхаус В Кэлтон-хилле. В соответствии с популярной в викторианскую эпоху традицией «живых картин» партнеры старательно выстроили «средневековую группу», в которой Хилл изображен справа, перебирающим струны Лиры.

Дэвид Октавиус Хилл и Роберт Адамсон. Средневековая группа. Ок. 1843-1847.

Внимание к деталям костюма и театральный подход очевидны и в работе «Амбразура в Эдинбургском замке», где часовые позируют в королевской резиденции возле пушки.

Дэвид Октавиус Хилл и Роберт Адамсон. Амбразура в Эдинбургском замке. 9 апреля 1846г. Калотипия.

Дети семейства Финлей – Артур, Джон Хоуп и София – увлечены ловлей мелкой рыбешки на берегу пруда. Все внимание детей обращено на происходящее внизу.

 

Дэвид Октавиус Хилл и Роберт Адамсон. Дети семейства Финлей. Ок. 1845. Калотипия.

Фотография Мемориала мучеников и памятника Маккалоху  во дворе церкви Грейфраерс изображает стоящего Хилла и сидящую возле него женщину, возможно, одну из дочерей семейства Уотсон.

Фотографы-любители с энтузиазмом начали успешно применять процесс калотипии, стремясь запечатлеть весь мир вокруг себя максимально точно и подробно. Букет цветов в вазе, стоящей рядом с птичьим гнездом, где лежат яйца, - поразительный натюрморт, представляющий богатство мира природы.

Неизвестный фотограф. Цветы в воде и птичье гнездо. Ок. 1851 г. Калотипия.

Натурализм характерен и для снимков со сценами беспечного отдыха; неизвестный фотограф обратил камеру на преподобного Дж. Эрроусмита с подругой и Сьюзен Бриджес, читающих под деревом. Церковь, предположительно та, в которой служит Эрроусмит, видна на заднем плане.

Неизвестный фотограф. Преподобный Дж. Эрроусмит с супругой и Сьюзен Бриджес. Ок. 1851г. Калотипия.

Хотя этот снимок несомненно постановочный, эффект получается абсолютно естественным: каждый из присутствующих в кадре явно погружен в чтение, и кажется, будто фотограф случайно набрел на эту сценку спокойного размышления.

Хирург и гинеколог доктор Томас Кейт из Эдинбурга был выдающимся фотографом-любителем, освоившим процесс калотипии, как полагают с помощью своего друга Д.О. Хилла. Кейт специализировался на архитектурно-пейзажных видах Эдинбурга и его окрестностей в начале 1850-х гг. Его профессиональные обязательности ограничивали время, когда он смог заниматься фотосъемкой, лишь ранними часами до 7 утра и временем после 4 часов дня. Что удивительно, доктор еще больше сужал свои возможности, посвящал фотографии лишь несколько недель в середине лета. В целом Кейт фотографировал лишь в течении трех лет, в период, когда в его медицинских обязанностях наблюдался некоторый перерыв.

Доктор Томас Кейт. Женщина в дверном проеме. Ок. 1855. Платинотип с бумажного негатива.

«Женщина в дверном проеме» - работа, представляющая портал с резьбой и цифрами 1633 на нем;  в дверях стоит женщина, озаренная лучами солнца, - ее присутствие наделяет архитектурный этюд масштабом.

Доктор Томас Кейт. Древняя стена с аркой. Ок. 1855г. Платинотипия с бумажного негатива.

Детальное изображение древней стены с аркой по большей части погружен в густую тень, пробуждая у зрителей мистический интерес, к тому, что уже кроется внутри. Оба снимка – планотипы, выполненные около 1915г. Элвином Лэнгдоном Кобурном, подготовившим отпечатки с 10 из 12 негативов Кейта на вощенной бумаге.

Продолжение следует. 

Источник: Собрание Дома Джорджа Истмена. "История фотографии с 1839 года до наших дней".

Комментарии (0)
Комментариев пока нет
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
 
INSPIDER
Коллекционер
и ещё 0 участников
Я прочитал0
Материалы
Фотографии0
Видео0
Аудио0
Файлы0
Тексты1
Прямые линии0
Ценности
Период создания:
07.12.2015
Затраченное время:
0 часов
Оценка:
Не поставлена
Вес материалов:
0.56 mb
На карте:
Координаты не указаны