Технология и война. Часть 2. | Компания INSPIDER | Текст #1651
#1651: Технология и война. Часть 2.
#фотография #историяфотографии #

Несмотря на популярное и достаточно устойчивое убеждение (связанное с романом Гастона Леру «Призрак оперы» 1910г.), согласно которому в здании Парижской Оперы обитают провидения, призрачное изображение в нижнем углу этого снимка – всего лишь усердный работник, который движется слишком быстро, чтобы медленный процесс фотосъемки 1860-х г. успел запечатлеть его силуэт. Люди на железных балках новой крыши Парижской Оперы, сумели оставаться неподвижными достаточно долго, чтобы их образы сохранились для потомства.
Технология и война. Часть 2.

Несмотря на популярное и достаточно устойчивое убеждение (связанное с романом Гастона Леру «Призрак оперы» 1910г.), согласно которому в здании Парижской Оперы обитают провидения, призрачное изображение в нижнем углу этого снимка – всего лишь усердный работник, который движется слишком быстро, чтобы медленный процесс фотосъемки 1860-х г. успел запечатлеть его силуэт. Люди на железных балках новой крыши Парижской Оперы, сумели оставаться неподвижными достаточно долго, чтобы их образы сохранились для потомства.

Delmaet & Durandelle. Сооружение Парижской Оперы. Ок. 1866-1870. Отпечаток на альбуминной бумаге.

Парижская Опера Шарля Гарнье – один из крупнейших памятников европейской архитектуры. В 1862г. Луи Эмиль Дюрандель из парижской фирмы Delmaet & Durandelle приступил к фотосъемке ключевых этапов сооружения этого здания. В 1865г. документальный отчет был дополнен подробными и точными фотографиями множества архитектурных украшений и скупльптур, которыми оформлено здание. Это было сделано явно к великому удовольствию самого архитектора.

Delmaet & Durandelle. Сооружение Парижской Оперы. Капитель колонны. Ок. 1866-1870. Отпечаток на альбуминной бумаге.

Дюрандель занимался подобной документальной съемкой на протяжении 10 или 12 лет, сделав за это время около 200 фотографий. Наконец, архитектор Гарнье опубликовал книгу «Новая Парижской Опера» в восьми томах с 1875 по 1881 г. Издание состояло из двух томов текста, двух иллюстрированных гравюрами и литографиями атласов и четырех томов, где был представлены 115 отпечатков на альбуминной бумаге работы Дюранделя выполняла также подробную документальную съемку новых общественных и частных сооружений, освещая реализацию различных проектов в Париже, пока фотограф не отошел от дел в 1890 г.

Луи Эмиль Дюрандель. Школа для малышей. Ок. 1885. Отпечаток на альбуминной бумаге.

Луи Эмиль Дюрандель. Прокатный цех. Ок. 1885. Отпечаток на альбуминной бумаге.

Два эти изображения выбраны из группы фотографий, которые студия Луи Эмиля Дюранделя сделала в 1882г. по заказу Escharger Chesquiere & C – промышленной бронзолитейной мастерской в северной части Франции. Объединяет всю серию название «Литейные и прокатные цеха Биаш Сен-Вааст». Большой размер, пояснительный текст и одинаковое оформление всех работ говорит о том, что они предназначались для представления публике – либо для экспозиции в помещениях компании-производителя.

Пять отпечатков из собрания музея являются либо интерьерными видами, либо фотографиями зданий фабрики, а два других изображают жилье, построенное для рабочих, и «школу для малышей», представленную здесь. В последние десятилетия XIX в. Индустриализация привела к появлению множества социальных и политических проблем. Как частные предприниматели, так и общество прикладывали разнообразные усилия, направленные на решение или хотя бы частично облегчение этих бед. Возникали движения общественных реформ, формировались политические партии. Во всей Европе и в Америке отдельные прогрессивные компании становились пионерами в решении подобных проблем; очень может быть, что предприятие Eschager Ghesquire & C, являясь одним из них, с гордостью пригласило фотографа запечатлеть свои достижения.

Л. Лафон. 37-мм пулемет Гочкиса. 1879. Отпечаток на альбуминной бумаге.

Фотографии человека, целящегося из пулемета Гочкиса и чучела мула, нагруженного упакованным для похода и военных действий в горах пулеметов, взяты из портфолио с 25 снимками, изображающими оружейный завод Гочкиса в Париже и его продукцию.

Л. Лафон. Военное снаряжение для использования в горах пулемета Гочкиса. 1879.

Вид газопаровой фабрики относиться к группе из 15 фотографий, на которых представлены разнообразные здания Военно-морской академии США.

Fischer & Brothers. Газопаровая фабрика. Военно-морская академия США. Ок. 1860. Калотипия.

Эти отпечатки подтверждают эволюцию коммерческой фотографии из документальной, но в этом случае снимки становятся средством рекламы. За то время, когда рисовальщик мог выполнить лишь одно или два изображения, фотограф успевал снять 20 или 30 разнообразных видов одного сюжета, к тому же достоинством фотографии была передача более полной, точной и подробной информации, недоступной по объему ни одному художнику. Предпринимали начали собирать фотографии в отдельные альбомы, представляя, таким образом, более убедительно и наглядно те товары, которые стремились продать. Первоначально это была прерогатива промышленных предприятий международного масштаба и правительств, однако подобную практику быстро подхватили местные фотографы, моментально поставив ее на службу бизнесменам.

Доктор Уильям А.Белл. Лагерь разведывательной партии у Колодца Рассела, штат Аризона. Ок. 1867-1868. Отпечаток на альбуминной бумаге.

Этот молодой человек, одетый в штаны из оленьей кожи и опирающийся на новый карабин, снят близ Колодца Рассела в штате Аризона, в 1271 миле к западу от реки Миссури. Люди, едущие на поезде, который идет по мосту через старое русло вблизи Форта Харкера в штате Канзас, путешествуют в 216 милях к западу от реки Миссури. А мост – переправа через Мадди-Крик в штате Канзас, в 162 милях к западу от Миссури.

Александр Гарднер. Вид вблизи Форта Харкера, штат Канзас, 216 миль к западу от реки Миссури. Ок. 1867-1868.

Столь подробная информация позволяет точно установить место, где сделана каждая из этих фотографий, названия и цифры приведены в заголовках всех отпечатков – это была серия, которую Александр Гарднер опубликовал в 1868г. под названием «Через весь континент по железной дороге Канзас – Тихий океан».

В 1867г. Александр Гарднер был приглашен на должность главного фотографа восточного отделения железной дороги «Юнион Пасифик», переименованной в «Канзас Пасифик», но позднее вновь получившей прежнее название. Гарнер, его сын Лоренс, а также его друг и коллега фотограф Уильям Пайуэлл в сентябре 1867г. уехал из Вашингтона в Канзас, где, используя как стереокамеру, так и крупноформатные фотоаппараты, вели съемку вдоль маршрута железной дороги вплоть до середы октября, а затем вернулись в столицу.

На снимках – не только железная дорога, но и недавно основанные города – такие как «Хейз-сити, штат Канзас, 4 недели от роду», - скотоводы со стадами вблизи города Абилина, приметы «цивилизации» вдоль пути поезда, включая «индейскую школы поттаватами в миссии Сент-Мериз, штат Канзас», и необъятные пейзажи прерий, по которым была проложена дорога. В то же самое время британский врач по имени доктор Уильям А. Белл, нанятый другой железной дорогой, присоединился к изыскательской партии дорожных строителей, задачей которых было выяснить возможность прокладки трансконтинентальной железной дороги вдоль южного пути из Канзаса в Калифорнию. Направляясь на запад вместе с исследователями, Белл неустанно вел фотосъемку: партия продвигалась вдоль 32-й параллели из Канзаса до Нью-Мексико, затем по Аризоне в Калифорнию. Как было принято в то время, снимки Белла передали Гарднеру, который, будучи главным фотографом объединенной железной дороги, опубликовал обе подборки как одну серию фотографий под собственным именем.

Александр Гарднер. Мадди-крик, штат Канзас, 162 мили к западу от реки Миссури. Ок. 1867-1868. Отпечаток на альбуминной бумаге.

«Поворот на путях Орегонско-Калифорнийской железной дороги, сделанных студией Исайи Уэста Тейбера, которые представлены сегодня в Доме Джорджа Истмена. Эстакады, мосты, повороты и петли, железнодорожные пути, взбирающиеся на горные перевалы, стали привычными образами в жанре пейзажной съемки железных дорог. Холмы и горы, словно волнами накатывающиеся на железную дорогу, наверняка напоминали многим из современников Тейбера о потрясающей красоте природы их страны. Несомненно, зритель чувствовал гордость при взгляде на документальное подтверждение искусства американских инженеров и стремление нации добраться до самых недоступных мест в приграничных районах и поставить природу на службу человеку.

Исайя Уэст Тейбер. Поворот на путях Орегонско-Калифорнийской железной дороги, с которого видны три эстакады. Горы Сискию, штат Калифорния. Ок. 1885. Отпечаток на альбуминной бумаге.

Железная дорога стала одним из традиционных символов могущества новых технологий. Такая фотография, подобно породившей ее идеологии, мастерски сохраняет напряженное равновесие двух потенциально несовместимых идеалов.

Уильям Г. Рау. Железнодорожный вокзал. Пенсильванская железная дорога, Филадельфия, штат Пенсильвания. Ок. 1892.

Две эти фотографии – современные отпечатки, сделанные с «гигантских» негативов на стеклянных пластиках размером 45х55 см, снятых Уильямом Г. Рау около 1891 г. в рамках выполнения заказа на документальную съемку Пенсильанской железной дороги. Из 650 стеклянных негативов различного размера, выполненных Рау в 1890-х гг. при работе над этим проектом, уцелело лишь 11, все они хранятся в музее Истмена.

В 1891 г. Рау был приглашен на должность официального фотографа Пенсильванской железной дороги и получил задание документально представить этот «величайший путь на Запад», запечатлев окружающие его пейзажи, города и поселки, заводы и фабрики вдоль маршрутов, а также подвижной состав и станции дороги. Результаты осуществления этого проекта  впервые демонстрировались на Всемирной Колумбовой выставке в 1893г. Руководство железной дороги предоставило Рау персональный поезд и специально спроектированный фотографический вагон с жилыми помещениями и мастерской, включая темную лабораторию (с цистерной воды на 1130 литров) и место для хранения стеклянных пластинок, больших камер, прочего оборудования и химикалиев. На крыше вагона была установлена широкая платформа, чтобы с нее было удобнее снимать необъятные виды.

Уильям Г. Рау. Мост Манаюнк Бридж. Песильванская железная дорога. Ок. 1892. Современный желатиносеберянный отпечаток с оригинального желатинового негатива на стеклянной пластинке. 1978.

Рау начал заниматься фотографией в возрасте 13 лет – он был одним из ассистентов Уильяма Белла в Филадельфии и так мастерски овладел этим искусством, что к 1874г., в возрасте 19 лет, был включен в состав научной экспедиции Соединенных Штатов на остров Чатем в южной части Тихого океана в районе Новой Зеландии. Задачей экспедиции была съемка прохождения Венеры по диску Солнца. Эта экспедиция продлилась более года, фотографы использовали мокрые коллодионные пластинки, для чего требовались «тонны материалов».  В 1876г. Рау работал в период проведения масштабной выставки в Филадельфии у Эдварда Л. Уильма Генри Джексона, снимая пейзажи Колорадо и Нью-Мексиков. В 1881 и 1882 гг. Рау сопровождал Эдварда Уилсона во время фотографического тура по Среднему Западу, когда как он сам позднее вспоминал, «вес стекла (сухих пластинок) и снаряжения для получения 1800 негативов составлял около 2000 фунтов». К 1887 г. Рау, накопив за годы работы огромный опыт полевой и студийной съемки, основал одну из ведущих фотографических компаний Филадельфии. Его плодотворная карьера продлилась до первых десятилетий XX в.

Продолжение следует. 

Источник: Собрание Дома Джорджа Истмена. "История фотографии с 1839 года до наших дней".

Комментарии (0)
Комментариев пока нет
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
 
INSPIDER
Коллекционер
и ещё 0 участников
Я прочитал0
Материалы
Фотографии0
Видео0
Аудио0
Файлы0
Тексты1
Прямые линии0
Ценности
Период создания:
01.09.2016
Затраченное время:
0 часов
Оценка:
Не поставлена
Вес материалов:
0.58 mb
На карте:
Координаты не указаны
+ 0

0
0
48
0

1

0