Суть дела. | Компания INSPIDER | Текст #1664
#1664: Суть дела.
#историческаялитература Фотография - дитя науки. Первые фотографы часто принадлежали к числу исследователей ученых. Например, Уильям Генри Фокс Тальбот был ученым-любителем, делавшим "фотогенические рисунки" ботанических образцов; само слово "фотография" придумал Джон Гершель, прославленный астроном. Первоначальная техническая сложность фотографии мешала многим любителям использовать это изобразительное средство более или менее успешно. Но именно неустанному труду первых фотографов мы обязаны усовершенствованиями и дальнейшими изобретениями в этой сфере: фотографы с научным прошлым и достаточным объемом знаний без устали экспериментировали с новыми технологиями, стремясь получить оптимальную ясность деталей и наилучшую сохраняемость снимка. Исключительная достоверность фотографии помогла ей стать одним из средств научного доказательства.
Суть дела.

Фотография - дитя науки. Первые фотографы часто принадлежали к числу исследователей ученых. Например, Уильям Генри Фокс Тальбот был ученым-любителем, делавшим "фотогенические рисунки" ботанических образцов; само слово "фотография" придумал Джон Гершель, прославленный астроном. Первоначальная техническая сложность фотографии мешала многим любителям использовать это изобразительное средство более или менее успешно. Но именно неустанному труду первых фотографов мы обязаны усовершенствованиями и дальнейшими изобретениями в этой сфере: фотографы с научным прошлым и достаточным объемом знаний без устали экспериментировали с новыми технологиями, стремясь получить оптимальную ясность деталей и наилучшую сохраняемость снимка. Исключительная достоверность фотографии помогла ей стать одним из средств научного доказательства. 

Фредерик Гутекинст был фотографом из Филадельфии, ведущим мастером фотомеханической репродукции. Во второй половине XIX в. Гутекунст управлял фоторепродукционной фирмой, продавал портреты знаменитых американцев - это была ранняя версия фотографического агенства-ателье. Он делал также ботанические снимки для иллюстраций к медицинскому тексту о терапевтических свойствах растения кондуранго - в частности, изображения его листьев и цветков.

Фредерик Гутекунст. Листья и цветки кондуранго из Тумбо-Гранде. Ок. 1873. Отпечаток на альбуминной бумаге.

 

Англичанка Анна Аткинс, занимавшаяся ботаникой, узнала об изобретении фотографии из переписки с Тальботом. Она воспользовалась этим новым средством, чтобы запечатлеть ботанические образцы для научно-популярной книги "Водоросли Британии: цианотипические изображения" - это была одна из первых книг, иллюстрированных фотографиями. Рукописный текст книги и иллюстрации были сделаны с применением фотограмм без применения камеры, посредством цианотипии. Аткинс издала первую часть "Водорослей Британии" в 1843г., используя безукоризненные по качеству научные иллюстрации.

 

Анна Аткинс. Осока (Америка). Ок. 1850. Цианотипия.

Генри Трот родился в Филадельфии в семье химиков-квакеров. Он специализировался на пейзажах и ботанических этюдах и на рубеже веков экспонировал свои снимки во многих странах, его работы представляли Альфред Стиглиц и Ф.Холланд Дей. Он занимался профессиональной съемкой архитектуры и натурных сцен, публикуя фотографии в популярных журналах.

Генри Трон. Папоротник женский. Ок. 1900. Желатино-серебрянный отпечаток.

Изображения Трота использовались в качестве иллюстраций в многочисленных томах поэзии и эссе о природе, а также в ботаническом научном труде "Фитогеографическое исследование Северной Америки". Американская Академия естественных наук использовала работы Трота в издании о цветах. Выкопанный с корнем папоротник женский - крупноперистое, очень декоративное растение, которое Трот сфотографировал будто парящим в пространстве, с обнаженными корнями. "Цветки тюльпанного дерева" - выразительная подборка изящных цветов, выглядывающих из массы остроконечных листьев.

Генри Трот. Цветки тюльпанного дерева. Ок. 1900. Желатино-серебрянный отпечаток.

Доктор Джеймс Дин из Гринфилда, штат Массачусетс, делал зарисовки и фотографии ископаемых отпечатков в стратифицированном песчанике в карьере при водопаде Тернера.

Доктор Джеймс Дин. Ихнография. 1861. Калотипия.

Фотографии Дина, на которых он представлял эти "любопытнейшие отпечатки", были посмертно опубликованы в "Ихнографии песчаников реки Кеннектикут". В предисловии к этому изданию Огастес А. Гулд написал: "Мы полагаем... что эти изображения, способные соперничать с подлинными образцами, будут по-настоящему полезны всем, кто занят сходными научными исследованиями".

Другие фотографы-ученые направляли объективы своих камер в противоположном направлении - к небесам.

Льюис М. Резерфорд. Луна. 4 марта 1865г. Отпечаток на альбуминной бумаге.

Льюис М. Резерфорд получил образование в области юриспруденции и стал адвокатом, однако интерес  к астрофизике и астрономической фотографии заставил его забросить свою профессию в 1849г. Он прославился своими фотографиями Луны, и особенно популярны стали его стереографии, их с успехом продавали несколько издателей. Среди его изобретений был микрометр для измерения масштаба астрономических фотографий. В 1858г. Резерфорд стал одним из основателей и вице-президентом Американского фотографического общества - его учредили фотографы-любители, интересовавшиеся съемкой научных явлений.

Джеймс Холл нейсмит. Типичный лунный кратер. Модель. 1874. Вудбюритип.

Шотландский инженер Джеймс Холл Нейсмит был основателем Манчестерского фотографического общества. Джеймс Карпентер, астроном Королевской обсерватории в Гринвиче (Англия), сотрудничал с Нейсмитом, подготавливая публикацию 1874г. "Луна: планета, мир и спутник" - эта работа подводила итоги скорокалетнего наблюдения Луны и была проиллюстрирована вудбюритипами.

"Типичный лунный кратер" - фотография, которую нейсмит сделал с гипсовой модели Луны. Нейсмит и Карпентер хотели предоставить информацию о поверхности Луны во всем "великолепии деталей, во всех разнообразных фазах, надеясь постичь истинную природу, а также причины, вызвавшие эти явления". Тщательно продуманные модели помогли "приблизить" далекую Луну. Пытаясь расширить сферу понимания зрителей, Нейсмит и Карпентер включили в свою работу аналогичные фотографии более заурядных вещей, в том числе морщинистой руки и подгнившего яблока.

Джеймс Холл Нейсмит. Тыльная сторона ладони и подгнившее яблоко. 1874. Вудбюритип.

Фотограф-любитель из Филадельфии начала 1890-х гг., Уильям Николсон Дженнингс стал первым, кто в 1882 г. сумел сфотографировать молнию. Его снимки помогли развеять миф о традиционном "зигзаге" молнии, который так часто любили изображать художники.

Уильям Н. Дженнингс. Первая фотография молнии. 1882. Желатиносеребрянный отпечаток.

В серии видов, созданных примерно с 1885 по 1890г., Дженнингс документально зафиксировал разнообразные "дорожки", которые разряды молнии прокладывали на небе: ленточную молнию, молнию за облаками, а также вертикальный разряд. Дженнингс также одним из первых начал эксперименты с цветочной фотографией; вспоследствии он делал снимки искусственны молний, а его опыты постепенно способствовали развитию фотовспышек. Ему также принадлежит честь создания первых рентгеновских снимков 1890 г., хотя сам он об этом не догадывался.

Продолжение следует. 

Источник: Собрание Дома Джорджа Истмена. "История фотографии с 1839 года до наших дней".

Комментарии (0)
Комментариев пока нет
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
 
INSPIDER
Коллекционер
и ещё 0 участников
Я прочитал0
Материалы
Фотографии0
Видео0
Аудио0
Файлы0
Тексты1
Прямые линии0
Ценности
Период создания:
09.10.2016
Затраченное время:
0 часов
Оценка:
Не поставлена
Вес материалов:
0.57 mb
На карте:
Координаты не указаны
+ 0

0
0
91
0

1

0